Вот этот источник выглядит существенно лучше:
http://tankfront.ru/ussr/repair_service/to_btmv.htmlРемонт
Цитата:
Проведенная реорганизация привела к разделению ремонтных средств, которые специализировались отдельно на ремонте бронетанковой техники, автомобилей и бронетранспортеров, артиллерийских тягачей и тракторов. После разделения в управлении ремонта танков ГБТУ имелось (по состоянию на 1 января 1943 г.): ПРБ - 108, бронетанковых ремонтных заводов (бывших баз НКО) - 17; орвб - 23; арвб - 19; бронетанковых ремонтных поездов - 5; гарнизонных мастерских - 9, эвакорот - 50, СПАМов - 56; заводов промышленности - 25. В ведение Главного автомобильного управления перешло ПРБ - 47, РВБ - 42, гарнизонных и железнодорожных мастерских - 51 и ремонтных заводов - 12. Были учреждены должности командующих БТ и MB фронтов, военных округов и армий. Техническое обеспечение танковых войск организовывали: в центре — Главное бронетанковое управление, во фронтах, военных округах и общевойсковых армиях — заместители командующих БТ и MB по технической части, в танковых армиях — помощники, а с 1944 г. — заместители командующих армиями по технической части с подчиненным им управлением бронетанкового снабжения и ремонта.
....
Танковый полк отдельной танковой бригады имел ремонтный взвод, состоявший из отделений: по ремонту боевых и колесных машин, по ремонту электрооборудования и по ремонту вооружения. В полку еще были эвакуационно-транспортный взвод и взвод подвоза запасных частей. Танковый батальон имел ремонтно-эвакуационное отделение (мастерская типа «А»), а отдельный танковый батальон - техническое отделение (мастерская типа «Б») взвода обеспечения. Моторизованный стрелково-пулеметный батальон имел ремонтный взвод (мастерская типа «А»).
....
Таким образом, по мере качественного и количественного развития соединений и частей танковых войск к концу первого периода войны сложилась следующая структура подвижных ремолтных средств (включая фронтовые):
ремонтные (технические) отделения взводов технического обеспечения танковых батальонов;
ремонтные взводы рот технического обеспечения танковых полков, танковых (механизированных) и мотострелковых бригад;
подвижные ремонтные базы и ремонтно-восстановительные батальоны соответственно танковых и механизированных корпусов;
отдельные ремонтно-восстановительные и армейские ремонтно-восстановительные батальоны армий и фронтов (в составе армий и фронтов были также и подвижные ремонтные базы);
железнодорожные бронетанковые мастерские (ремонтные поезда) фронтов.
Созданные в 1942 г. эвакуационные роты в составе 15 тягачей и СПАМы придавались общевойсковым армиям или подчинялись фронтам, а с началом формирования танковых армий они вошли в штаты последних.
Количество подвижных ремонтных средств к концу 1942 г. возросло по сравнению с началом войны в 10 раз. Удельный вес подвижных ремонтных средств в общем объеме ремонта танков вырос с 20 % в 1941 г. до 81 % к концу 1942 г.
...
Важным мероприятием в решении проблемы капитального ремонта танков и агрегатов и обеспечения подвижных ремонтных средств агрегатами явилось создание в 1943 г. подвижных танкоремонтных заводов (ПТРЗ) и подвижных танкоагрегатно-ремонтных заводов (ПТАРЗ).
В январе - феврале 1943 г. было сформировано первых три ПТРЗ. В состав завода входили: управление, один ОРВБ, две ПТРБ и одна эвакорота.
В течение 1943 г. постановлениями ГКО было сформировано еще 3 ПТРЗ (2 из которых были переформированы в ПТАРЗ) и 7 ПТАРЗ.
Таким образом, к концу 1944 г. в танковых войсках было 4 ПТРЗ и 9 ПТАРЗ*. ПТАРЗ было по одному на 1-м, 2-м и 3-м Прибалтийских, Белорусских и Украинских фронтах, а ПТРЗ было по одному на 2-м Прибалтийском и 3-м Украинском фронтах и два — на 1-м Украинском фронте.
...
Сформированные в 1943 г. на фронтах сборно-распределительные пункты (СРП), а в апреле 1944 г. - полевые сборно-распределительные пункты (ПСРП) позволили более организованно производить работы по разделке танков, не подлежавших ремонту, и отправке их на заводы, но обработке и распределению годного и подлежащего восстановлению бронетанкового имущества*.
* Производственные мощности СРП фронта составляли полный демонтаж 20 танков в месяц, а ПСРП — полный демонтаж 200 танков в месяц.
...
Только в 1943 г. было сформировано еще 16 подвижных ремонтных баз, 4 армейских ремонтно-восстановительных батальона, 11 ремонтно-восстановительных батальонов и отдельный танкоремонтный батальон.
...
В целях дальнейшей специализации и увеличения производственных мощностей в декабре 1944 г. были проведены унификация войсковых ремонтных средств и перевод их на новые штаты:
подвижные ремонтные базы (ПРБ) танковых корпусов преобразованы в подвижные ханкоремонтные базы и подвижные автомобильные ремонтные базы (ПТРБ и ПАРБ);
ремонтно-восстановительные батальоны (рвб) механизированных корпусов обращены на формирование ПТРБ и ПАРБ;
отдельные и армейские ремонтно-восстановительные батальоны (орвб и арвб) переформированы в отдельные танкоремонтные батальоны (отрб) и отдельные автомобильные ремонтно-восстановительные батальоны (оарвб).
Одновременно с этим ремонтные подразделения частей и соединений были усилены за счет увеличения личного состава (ремонтников) и оснащения более совершенной ремонтной техникой.
...
Эвакуация
Цитата:
С осени 1941 г. в танковых соединениях и частях создавались нештатные эвакуационные подразделения.
Весной 1942 г. в армиях и фронтах уже были сформированы эвакороты и СПАМы*. Кроме сформированных в 1942 г. 56 эвакорот и 56 СПАМов в 1943 г. было сформировано еще 42 эвакуационные роты, 6 эвакуационных отрядов, 26 СПАМов и 3 СРП
* Производственная мощность эвакороты составляла 46 средних танков Е месяц при плече эвакуации 30 км. Производственные возможности СПАМов позволяли произвести отгрузку 30 и демонтаж 6 танков в месяц.
...
К 1945 г. в действующей армии было следующее количество эвакуационных частей: эвакорот - 98; СПАМов - 82; отдельных эвакоотрядов - 7; отдельных эвакобатальонов - 3; отдельных эвакотранспортных батальонов - 3, сборно-распределительных пунктов - 3 и полевых сборно-распределительных пунктов - 10.
...
Работа эвакуационных средств танковых войск за годы войны
Год Эвакуировано танков и САУ Вытащено тяжело застрявших и затонувших танков и САУ Отгружено танков и САУ в ремонт Демонтировано танков и САУ
1942 сведений нет 1 190 сведений нет сведений нет
1943 32 539 1 460 9 344 сведений нет
1944 29 009 1 847 8 754 16 129
1945 22 372 1 597 2 543 10 471
Итого 83 920 6094 20641 26 600
...
Способы использования войсковых ремонтно-эвакуационных подразделений и частей в боевой обстановке определялись видами боевой деятельности войск.
В наступательном бою ремонтные подразделения танковых батальонов входили в состав батальонных ремонтных групп, а если им придавались тягачи, то ремонтно-эвакуационных групп (РЭГ).
С началом боя для наблюдения за танками и вызова к поврежденным машинам ремонтных средств в танковых батальонах организовывались пункты технического наблюдения (ПТН). ПТН состоял из 2 - 3 наблюдателей из механиков-регулировщиков или запасных механиков-водителей и возглавлялся помощником командира батальона по технической части. Для перемещения ПТН выделялся бронетранспортер или тягач. На удалении зрительной связи от ПТН размещалась РЭГ батальона. При остановке танка на поле боя с ПТН к нему высылался наблюдатель для установления вида повреждения и объема ремонта, после чего танк ремонтировался на месте средствами РЭГ или эвакуировался в укрытие. В ходе наступления ПТН и РЭГ батальона перемещались за боевыми порядками от укрытия к укрытию на удалении зрительной связи и работали на одном месте до 3 - 5 часов.
Ремонтные подразделения танковых бригад (полков) использовались в ходе наступления в двух эшелонах. В первый эшелон включались ТРМ (1 - 2), тягачи (1 - 2) и автомашина с запасными частями и аварийным запасом топлива. Эти средства составляли бригадную (полковую) РЭГ, а остальные средства составляли второй эшелон и развертывались для работы, как правило, на СПАМе бригады (полка). В ходе наступления РЭГ бригады (полка) перемещалась за боевыми порядками батальонов и выполняла те же задачи, что и РЭГ батальонов.
Средства, развертываемые на СПАМе, производили текущий, а иногда и средний ремонт. При невозможности сосредоточить поврежденные машины на СПАМе, из-за отсутствия тягачей эти средства высылали бригады для ремонта танков на местах выхода из строя.
Первый СПАМ бригады (полка) развертывался обычно в районе исходных позиций танков или в районе первой позиции главной полосы обороны противника, а последующие — в ходе боя в глубине обороны противника через каждые 10 - 15 км.
Прододядательность работы ремонтных средств на СПАМе зависела от темпов наступления войск. При наступлении войск с темпом 15 - 20 км в сутки средства бригад (полков) работали на СПАМо 18 - 20 часов, то есть практически до суток. При низких темпах наступления эти средства работали на СПАМе более продолжительное время, но не отрываясь от боевых порядков частей далее 25 - 30 км.
...
Большая потребность в ремонте и необходимость быстрого его производства с целью постоянного поддержания высокой боеспособности войск привели к созданию стройной системы использования фронтовых ремонтных и эвакуационных частей и ремонтных заводов, которая предусматривала:
создание фронтовых ремонтных центров, объединявших ремонтные и эвакуационные части и запасы бронетанкового имущества и предназначавшихся для выдвижения в районы нахождения большого количества требующей ремонта техники;
передачу фронтовых ремонтных частей на определенное время в оперативное подчинение армий;
закрепление части ремонтных средств за танковыми (механизированными) корпусами и армиями с оставлением их в подчинении фронта.
Фронтовые ремонтные центры создавались в Белорусской операции на 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. Они состояли из одного - двух отрб, трех - четырех ПТРБ, одной - двух эвакорот, одного СПАМа, сборно-распределительного пункта, эвакоотряда и отделения склада БТИ.
Там же список ПРБ, можно прикинуть масштаб:
http://tankfront.ru/ussr/repair_service/prb.html